шт.

 руб.

      
  
 

Теоретический курс и теоретические модели

 

Общеизвестность научных данных, базовая общеизвестность, Слушатель


Общеизвестность научных данных относительна, для каждой аудитории она своя, но вполне определенная. Например, для студентов естественных наук общеизвестными являются законы сохранения, обратная пропорциональность силы гравитации от квадрата расстояния. Для студентов биофака – понятие генетического кода и т.д.


Назовем человека, который знакомится с курсом, является целевой аудиторией данного курса и обладающего соответствующим курсу уровнем понимания общеизвестных научных данных Слушателем .

 

Базовая общеизвестность – уровень начальной школы, то, что знает каждый ребенок в 10 - 11 лет и каждый взрослый давно закончивший школу.

 

 


Теоретическая модель и корректность


Теоретическая модель (ТМ) – вывод конкретного научного знания из начальных общеизвестных условий или с привлечением в качестве начальных условий необщеизвестных данных науки с ссылками на соответствующие области науки или на другие ТМ.


Условия и вывод должны соответствовать требованиям корректности в таком же смысле, какой применяется в физике и математике для определения корректно поставленной и корректно решенной задачи.


Если для вывода знания из общеизвестных данных применяется инструмент "отсюда следует", то это значит, что сделанный вывод для Слушателя должен быть сразу очевидным и логичным настолько, что Слушатель воспринимает его так, как если бы он сам решал эту задачу основываясь на привлекаемых общеизвестных данных, то однозначно и практически сразу пришел бы к такому же выводу.

 

 


Теоретические курсы


ТМ объединяются в теоретический курс (ТК), если ставится задача рассмотрения широкой области знания. ТК -- последовательный ряд ТМ, которые в совокупности определяют область знания, раскрытие которой является целью автора.

 

 

 

Хронологическая последовательность

 

ТМ желательно выстраивать в порядке соответствующем хронологическому порядку процесса. Это естественно и позволяет легче отслеживать общую логику ТК.

 

 

 

Уровень доказательности


ТМ описывает весь процесс как цепочку состояний с описанием перехода от более ранних к более поздним состояниям с применением инструмента "отсюда следует". При этом все переходы должны выводиться корректно с точки зрения общеизвестных естественно научных знаний или ссылок на научные знания из других областей с соответствующим указанием, например, "из квантовой физики известно ...". Во втором случае подчеркивается, что при изучении данной ТМ изучение таких знаний находится за пределами данного курса.


Если науке что-то необходимое для объяснения не известно, то это должно специально оговариваться.


Если в ТМ какая-то информация дается без ссылок на научные знания из других областей, то, если ТК сделан корректно, то значит эти знания содержатся в предыдущих ТМ данного ТК.

 

 


Минимизация объема


Из ТМ должны быть удалены все обстоятельства без которых можно обойтись для конечных выводов. Если какое-то знание можно выделить без нарушения целостности ТМ, но оно необходимо в данном ТК, значит его нужно выделить в отдельную ТМ.

 

 


ТМ минимальный объем


ТМ можно упрощать только до определенного уровня, который определяется невозможностью связать состояния без нарушения смысловой цепочки, т.е. без нарушения корректности решения задачи. Т.е. нельзя уменьшить ТМ до уровня на котором нарушается последовательная цепочка корректного использования инструмента "отсюда следует".

 

 


Формулы и нетекстовая информация


Формулы в ТМ не должны без необходимости применяться, если они содержат избыточный для данной ТМ смысл, например, не надо задавать что гравитация уменьшается, как квадрат расстояния, если для смысла достаточен текст "гравитация уменьшается с расстоянием". Формула в данном случае содержит избыточную информацию, текст только необходимую.


Тем не менее неоригинальные (взятые из разных источников) формулы, иллюстрации, инфографика, графики и схемы могут содержать избыточную информацию. В отличии от текстов не предполагается, что вся прочая информация обязательна для полного изучения для понимания ТМ. Но, желательно в явном виде оговаривать или выделять существенную для построения ТМ часть нетекстовой информации, отделять ее от несущественной. Лучше перерисовывать иллюстрации, чтобы в них не содержалась никакая избыточная информация.

 

 


Уровни теоретических моделей


ТМ может быть различного уровня научной углубленности в соответствии с различной точностью соответствия модели и реальности. Например, может быть ТМ возникновения РНК без учета хиральности и энергетических аспектов ее возникновения, а может быть с ними. Так же может быть разная степень точности и научности описания химического процесса и т.д.


Уровень ТМ и соответствие его уровню аудитории должен быть определен в ее титульной части ТК.

 

 

 

Базовая ТМ


Самая простейшая ТМ -- базовая теоретическая (БТМ) . БТМ должна основываться на базовых общеизвестных знаниях -- уровень начальной школы.


БТМ должна быть максимально упрощена.


Общеизвестные факты в БТМ могут формулироваться в явном или неявном виде.


Если есть несколько научных гипотез, то может быть выбрана любая, если она приводит к раскрытию области знания. БТМ предусматривает, что не требуется оговаривать различных вариантов решения задачи, можно выбрать один вариант.

 

Исключением является случай, когда наличие нескольких гипотез само по себе является важным даже на уровне БТМ обстоятельством. Например, причины вымирания 66 млн. лет назад. Тогда эта ситуация может быть показана в БТМ.

 

 


Базовая ТМ и упрощения


В БТМ могут игнорироваться многие важнейшие аспекты процессов и потом с соответствующими оговорками описываться отдельно. Особенно существенным упрощениям желательно давать свои названия. Например, в БТК Эволюция 4,6 млрд. лет введен термин Энергетическое упрощение.

 

 


БТМ и обходные пути преодоления сложностей


Для объяснения сложных многоэтапных процессов, могут использоваться придумываемые автором схемы не соответствующие реальности, чтобы облегчить Слушателю выход на результат не нарушая принципа внутренней непротиворечивости. Например, такая схема содержащая несколько придуманных этапов применена для объяснения генетического кода и создания аппарата производства белка в БТК Эволюция.


На этапе БТМ знание лучше излагать просто с ошибками, но понятно, чем сложно, точно, но не понятно.

 


 

БТМ и несоответствие последним научным результатам


Внутренняя непротиворечивость, даже кажущаяся, является важнейшим свойством БТМ. Изучивший БТМ имеет опорную, пусть даже, частично удаленную от современного научного знания конструкцию. Отталкиваясь от знания, в том числе ошибочного, он имеет подготовку к освоению правильного знания, в том числе опирающегося на критику БТМ. Для понимания более совершенных ТМ полезно знать неправильные ТМ и объяснения содержащихся в них ошибок.


 

 

Линейные хронологические панели


Базовые версии исторических и эволюционных процессов должны строиться в виде линейной хронологической панели (ЛХП).

 

 

 

Полнота -- основа инфографики


При построении ЛХП желательно обеспечивать представление определенных видов событий в их полноте, тогда возникает самостоятельный инфографический объект. Например, в ЛХП Космос показаны все пилотируемые полеты. Это не для того, чтобы дать информацию о каждом из них. Вся совокупность пилотируемых полетов является инфографическим преставлением интенсивности пилотируемой космонавтики во времени и по странам.

 

 

 

Лаконичность -- стиль БТК

 

Тексты в БТК должны быть предельно лаконичны. Предельно качественный текст -- в котором нельзя уже убрать ни одного слова без потери смысла. В этом, в частности, отличие от принятого стиля научно-популярной литературы, где авторы часто шутят, отвлекаются на интересные и полезные для общего мировоззрения события. Стиль БТК -- краткость.

 

 


Эволюционные ЛХП и БТМ


Внутри эволюционных ЛХП в отличии от исторических могут и должны находиться БТМ по конкретным темам. Например, должна существовать БТМ возникновения рибосомы и генетического кода.

 

 


БТК и система образования


В основе образования должны быть БТК. Вся их совокупность должна являться основой для образования. После начальной школы должны изучаться обширные БТК по физике, химии,эволюции, биологии, истории. Только после освоения БТК возможно углубление в конкретные области науки.